О силе и бессилии путинизма.

Автор: Вячеслав Бакланов

Модернизация в теории и практике.

Автор: Вячеслав Бакланов

Социализма в СССР не было! (часть вторая)

Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет
Конфуций,
(китайский философ)

Если социализма не было вовсе и не было капитализма, то, как назвать этот невиданный в истории строй существовавший в СССР? Андрей Фурсов называет советский коммунизм системным антикапитализмом в мировой системе, подчеркивая, что это был своеобразный русский Модерн. Соглашаясь со своеобразием модернизации в СССР и антикапиталистической сущностью советского коммунизма,на мой взгляд,в более точном определении «советского строя» следует исходить из анализа его базовых характеристик, а не выводить из его противоположности капитализму.

Отсюда я предлагаю следующее наименование марксистско-индустриальная вотчинно-государственная система. Объяснюсь. В концептуальном объяснении сущности коммунистическо-советского режима, во-первых, следует исходить из понимания его исторической преемственности азиатскому способу производства, который может быть определен как «вотчинно-государственная система» о чем я писал в других своих статьях.

Во-вторых, следующее название «марксистская» указывает напринципиально важный элемент «советской» системы. А именно на идеологию марксизма (марксизма-ленинизма) которая являлась смыслообразующей основой государства и общества и вкупе с коммунистической партией создавала устойчивый и несущий каркас всей политической и социально-экономической системы в СССР просуществовавшей 74 года.

Марксистское учение с его утопическим идеалом Коммунизма удесятеряла мобилизационный порыв советского общества, и являлось важным рычагом управления массами компартией и сохранения ее власти в стране. В этом заключалось своеобразный идеократизм советского государства, в котором власть Идеи выполняла созидательную функцию. До СССР в истории человечества было очень мало стран, где власть Идеи являлась залогом силы и могущества государства.

Неслучайно когда в 60-е гг. вера в Коммунизм у большинства советских граждан стала пропадать, а наряду с этим началось моральное разложение КПСС, это явилось началом неудержимого краха всей «системы» господствующей в СССР.

В третьих,в моем определении термин «индустриальное» указывает на реализацию довольно успешного по меркам середины XX века советского индустриального и урбанизационного Модерна, который в итоге поднял Россию на более высокую ступень общественного развития по сравнению с 1917 годом. Напомним, что Советский Союз, несмотря на его гипермилитаризм, являлся второй промышленной державой мира и лидировал во многих областях науки и при этом являлся урбанизированным государством, что было полной противоположностью царской России. Наконец, именно в советский период, был достигнут самый высокий уровень социальной справедливости для большинства- как никогда еще в истории России.

Итожим, марксистско-индустриальная вотчинно-государственная система явилась результатом причудливого синтеза марксистской формы индустриализма и социально мобилизационной коммунистической идеей с элементами архаичного традиционного общества, которые инструментально служили укреплению новой власти. То есть, произошел удивительный симбиоз современности и архаики, но при этом, по своей эффективной функциональности выгодно отличавшийся от стран классической восточной деспотии и дореволюционной России.

Коммунистическая Россия в научно-производственном плане стала более передовой и отличалась от азиатских стран, своей впечатляющей военной и экономической мощью. К тому же советская Россия в мировой Табели о рангах являлась сверхдержавой и лидером мировой антикапиталистической системы. Можно сказать, что советский период был звездным часом в истории российской цивилизации, однако сама ложность коммунистической конструкции обрекала марксистско-индустриальную вотчинно-государственную систему на поражение.

Автор: Бакланов В.И.     Дата: 2014-01-15     Просмотров: 1907    

Можно также почитать из рубрики: Советская Россия

Брежневский «закат» СССР в 1976-1982 гг.

Автор: Вячеслав Бакланов.

Автор: Андрей
Дата: 2014-01-21

А может быть это назвать одним из вариантов социализма? Если считать,что человечество неминуемо придет к нему,то и дороги будут разные. И не каждая приведет в верное направление (как в русских сказках: направо пойдешь...налево пойдешь...).

Автор: Капитан
Дата: 2014-07-10

Автор статей пишет умно и видно историк хороший, но утверждать что в СССР не было социализма, это абсурд. Даже на капиталистическом Западе давно его признали. У нас был самый настоящий народный социализм, где руководящая партия была из самой гущи народа. Уже это признаваемый автором факт служит доказательством что социализм был. Не нужно придумывать марксистско-индустриальную вотчинно-государственную систему. Все это словесная эквилибристика, а не суть.

Автор: Вячеслав Бакланов
Дата: 2014-07-11

Капитану: Я вправе ошибаться, но я свою концепцию объясняю аргументированно.

Автор: Капитан
Дата: 2014-07-12

Вы пишете хорошо, но выводы делаете не всегда правильные. Советский период был лучшим периодом в истории нашей родины. Вы же родом из СССР? И видно честный человек. Зачем подпевать предателям и лжецам?

Автор: Вячеслав Бакланов
Дата: 2014-07-12

Спасибо за «честность». Но я не стремлюсь "подпевать" "предателям и лжецам". У вас заранее идеологически заданная позиция на все факты. Вы рассматриваете прошлое, исходя из усеченного объектива, и даете оценки фактам исходя из вашей идеологии. Идеологичность вам мешает посмотреть более широко на вещи. Я стремлюсь по возможности преодолеть свои мировозренческие клише и по возможности отойти от своей субъективности. Стремится к объективности, к Правде, такой, какая она есть, вот что движит мной. Почитайте мою статью в рубрике Власть и Общество- «О ловушках для историков».

Автор: Капитан
Дата: 2014-07-12

У Дьявола тоже своя Правда.

Автор: Вячеслав Бакланов
Дата: 2014-07-12

Это манихейство: делить весь мир на Черное и Белое, на Наших и Ненаших. В СССР мы все это проходили. Но мир выглядит намного сложнее и более красочнее.

Автор: Капитан
Дата: 2014-07-12

А если враг у ворот дома, вы то же будете выяснять объективны ли его претензии к вам?

Автор: Вячеслав Бакланов
Дата: 2014-07-12

Ну, зачем же так обобщать. Мы же с вами ведем дискуссию по поводу интерпретации исторического прошлого, а не о теме конкретных действий в конкретное время. Вы напрасно меня пытаетесь поймать на не патриотизме. Я служил в советской армии честно и не косил. Мой сын, автор ряда статей, также честно служил в российской армии в отличие от его многотысячной когорты молодых косарей-тусовщиков. Меня часто обвиняли в непатриотизме те, кто сам не служил и детей в российскую армию, где царит беспредел, не посылали. Они привыкли, будучи на шоколадных должностях взывать к патриотизму и любви к России. Я им не верю, они подрывают корни настоящего патриотизма. Они «приватизировали» патриотизм, исключительно в своих корыстных интересах. И всех им неугодных, называют непатриотами.

Автор: Капитан
Дата: 2014-07-15

Вячеслав, я вас понял. На языке идеологии, вы "розовый". Вы за социальную справедливость, но чтобы и волки были сыты и овцы целы. Но в жизни так не бывает. Это беззубый гуманизм. Ленин еще таких высмеивал.

Автор: Вячеслав Бакланов
Дата: 2014-07-15

Спасибо что не назвали меня «голубым», или каким-то другим цветом. Вы помните фильм «Кинд-дза-дза»? Там герой фильма говорил, что если у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет и цели. И, между прочим, голубой цвет считался на планете Плюк высшим. В нашем обществе цветовая дифференциация также существует, но проявляется она в вещах, символах, статусах и других атрибутах власти и лаве-денег. Насчет беззубого гуманизма: я глубоко убежден, что насилие (а я не пацифист смею вас заверить) не решает проблему социальной справедливости, а приводит к еще большему насилию и так по замкнутому и тупиковому кругу, как неоднократно было в нашей истории. А то, что вы меня сравнили с теми, кого Ленин высмеивал за мягкотелость и интеллигентность, то я только рад, что принадлежу к когорте тех, кого ненавидели большевики. На мой взгляд, именно фанатичные большевики, с Лениным и Троцким являются самыми большими извергами нашей истории.

Автор: Вячеслав Бакланов
Дата: 2014-07-16

Капитану вдогонку: Сталин еще больший суперизверг. Он отравил нравственный климат в нашей стране, из-за чего во множестве появились люди подобные вам, считающих что ради общего дела можно погубить сотни тысяч и миллионов людишек. Ведь земля наша богатая, а женщины плодовитые, еще нарожают. Уверен, что нам победителям нацизма в Великой войне надо покаятся за сталинизм и преступления этой эпохи, так же как когда-то немцы за нацизм. Причем нужно это нам русским, даже в большей степени чем другим народам. Необходимо самое глубокое историческое и моральное осуждение сталинизма как абсолютно бесчеловечной и лживой системы! Ведь если сталинскую политику считать за некий идеал "особого российского пути", то наша страна никогда не сможет построить государство, в котором справедливо и комфортно жилось бы ее всем гражданам. Явное или неявное оправдание тотальной лжи той эпохи, колхозно-крестьянского холопства, абсолютного произвола государства по отношению к своим гражданам так или иначе примиряет нас всех сегодня с чиновничьим и милицейско-полицейским произволом, моральным разложением верхов и низов, тупиковой сырьевой экономикой.

Автор: Капитан
Дата: 2014-07-16

Что называется, Остапа понесло. Вы и кайтесь. Можете это сделать прямо сегодня, на Красной площади, вместе с «друзьями-либерастами» кормящимися из Госдепа США. Только если бы не Сталин и его команда, работали бы вы сейчас на поле, или ухаживали бы за свиньями на благо тысячелетнего Рейха. Или, американской державы. Кто плюет в свою историческую родину и ее символы, тот рано или поздно совершает предательство по отношению к ней и в итоге поступает как Власов. Вы- идеологический Власов.

Автор: Вячеслав Бакланов
Дата: 2014-07-16

Юпитер, ты сердишься,-значит ты неправ.

Автор: Модератор
Дата: 2014-07-16

Парни давайте не будем ругаться, а будем конструктивно общаться. Ресурс задумывался как познавательный для всех интересующийся историей. Споры приветствуются ибо в них рождается истина. КАПИТАН - спасибо за активную позицию на сайте и интересные комментарии, но убедительная просьба не переходить на личности. Критика в адрес автора очень даже приветствуется, но без обидных реплик и высказываний. Иначе я как судья и участник проекта. Буду жестко банить. Что уже не раз делал. Спасибо за понимание.

Автор: Александр
Дата: 2014-07-18

Да, господа рыцари, что-то вы мечами тот день размахались, до сих пор забавно читать, даже некоторое время спустя. Позиция Капитана, конечно, идеологически принципиальна и фундаментальна, какие-либо полутона здесь, действительно, напрочь отсутствуют, но и Автор тоже человек упертый со своей, не к ночи будет помянута, марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системой, это надо же такое определение придумать, без ста грамм и не выговоришь, по крайней мере с первого раза. При этом, автор сам не замечает, что первая часть этого "новаторского определения" явно противоречит второй, что надо сказать нередко характерно для его концептуальных воззрений. Конечно, элементы традиционной организации в СССР были, но что б так, это врядли. Вторая часть этого определения, плод антиисторической пайпсовской лажи, которую кропали в тиши кабинетов американские историки по заказу уже упомянутого Госдепартамента. Как на это все, автор повелся не понятно, историк он действительно хороший, но что называется бывает. Насчет подкормки свиней, я с капитаном согласен, но и система, действительно, была бесчеловечна, тут спорить не приходиться и автор прав. Это была так называемая милитаристская, мобилизационная модель, созданная для войны и во имя победы, вещь по мировой истории вполне знакомая и узнаваемая. А так даже интересная дискуссия получилась.

Автор: Вячеслав Бакланов
Дата: 2014-07-18

Знаю что название неудобоваримое, но я исхожу из своей авторской концепции. У меня российская традиционная вотчинно-государственная система в советский период получает более мощный двигатель в виде марксистской идеологии с партией-государством и плюс индустриализацию Все это выгодно отличает советскую Россию от Востока и частично, даже Запада. Но это был не социализм, который более эффективен капитализма, а докапиталистическая структура. Вот почему она в итоге проиграла капитализму.

Автор: Александр
Дата: 2014-07-18

Да, вероятно, это некая особая форма модернизации традиционного общества, которым по сути оставалось российское общество, это вполне возможно. Интересна мысль автора о том, что все равно это была докапиталистическая форма организации общества и потому, в конечном итоге, капиталистическая система оказалась более прогрессивной (привет марксистским пропагандистам!) и одержала верх в мировом противостоянии. Надо признать довольно оригинальное, хотя и не бесспорное объяснение краха СССР и социалистического лагеря. Хотя, наверное, Капитан не одобрил бы такой нестандартный подход.

Автор: Юрий
Дата: 2014-07-19

"Карош спорить корячие эстонские парни...". Был социализм, или не был, он все равно проиграл западному капитализму. Наши патриоты, все равно, изо всех сил пытаются доказать что это произошло случайно. Нет, неслучайно. Рынок лучше стимулирует человека к деятельности, чем безденежная идея и насилие.

Автор: Вячеслав Бакланов
Дата: 2014-07-19

Юрий, вы и правы и не правы одновременно. Человек в отличие от животного может преодолеть инстинкт смерти и умереть ради идеи. Вера в коммунизм была путеводной звездой для миллионов людей, причем десятилетия. Но все время эксплуатировать альтруистические потребности людей невозможно. Срыв неизбежен. В идеале, материальный стимул надо дополнять идеальным. Я имею в виду более совершенное общество чем капитализм, но даже при капитализме существуют нематериальные вознаграждения. Только не в Америке, а в Японии и др. А вот по поводу насилия, полностью с вами соглашусь. Хотя мой оппонент, с этим будет в корне несогласен.

Автор: Юрий
Дата: 2014-07-21

У многих людей совок видно засел на всю жизнь.

Автор: Олег Кузенков
Дата: 2016-01-21

Типичная антисоветчина!

Поделись с друзьями:

Добавить комментарии:

сумма


; Наверх