О силе и бессилии путинизма.

Автор: Вячеслав Бакланов

Модернизация в теории и практике.

Автор: Вячеслав Бакланов

О шахе Надире - суровом воине, беспощадном завоевателе и тиране.

Когда у Европы был Наполеон, у Азии уже был такой феномен, в виде Надира в XVIII веке
Джон Керзон,
английский государственный деятель

26 февраля 1736 г. грозный, жестокий и талантливый военачальник Тахмасп- кули хан (всю жизнь менявший имена), одержавший много побед над терзавшими Персию турками и афганцами, объявлен шахом Ирана под именем Надира (1688-1747). Его льстивые современники нередко называли «Грозой Вселенной». Вышедший из самих низов, смелый воин Надир смог военной силой сначала восстановить единство распавшейся персидской империи, затем захватить и жестоко поработить множество народов Востока, пока сам не пал от рук заговорщиков.

От воина к полководцу

Надир в переводе с арабского переводится как «редкий», «исключительный». В чем же была исключительность шаха Надира? В его беспредельной жестокости и садизме, даже по меркам немилосердного тогда Востока. Но не только это сделало его имя известным. Его как смелого и выдающегося полководца и завоевателя впоследствии неслучайно называли «Наполеоном Востока». Хотя вернее его было назвать «вторым Тимуром». Надир родом был из семьи пастухов тюркоязычного племени афшар, проживавшего на территории Ирана. Таким образом, Надир не был этническим персом. Но став владыкой многоплеменного Ирана он выучил персидский язык и позиционировал себя как достойный преемник всех персидских царей.

Надир, практически с юного возраста(14-15 лет) прошел настоящую боевую школу отважного воина, будучи на службе у наместника провинции Абиварда Баба Али -бека. Служба его заключалась в охоте на наводнивших страну разбойников и отъем у них награбленной добычи! Захваченную у разбойников добычу воины должны были возвращать хозяевам. Но легко их было найти? Да и зачем? Воины - сослуживцы Надира привычно делили ее между собой, что порой стирало границу между самими бандитами и их преследователями. Отсюда и сформировался устойчивый в исторической литературе миф о Надире - как отчаянном разбойнике и даже атамане разбойников. Миф впоследствии оброс многочисленными «рассказами –историями» о «бандитских зверствах» Надира. И хотя точных доказательств этому нет, фактом является то, что уже тогда среди сослуживцев Надир выделялся не только отвагой, но и беспощадной жестокостью.

Так он жестоко расправился со своим бывшим повелителем наместником Баба Али –беком, чтобы завладеть всей провинцией Абиварда. Впрочем, все это происходило в наиболее драматичное время в стране, где понятия фронта и тыла отсутствовали, и фактически шла война всех против всех. Сам же взлет Надира, как умелого полководца пришелся на самый тяжелый период Ирана, которого с 1722 г. терзали многочисленные войска оккупантов: афганцев, турок и даже России Петра Великого (знаменитый персидский поход Петра I 1722-1723), не говоря уже о многочисленных мелких племенах и откровенных разбойников.

В 1726 году, будучи известным военачальником, Надир поступил на службу к сефевидскому шаху Тахмаспу II и одержал немало много побед над многочисленными противниками центральной власти Ирана. Так в период 1729-1732 гг. он многократно разбивал войска афганцев и турок-османов, что увеличило ему поддержку населения Ирана, страдавшего от чужеземных захватчиков. Слава «освободителя Ирана» его окрылила, и он в августе 1732 г. легко сверг своего повелителя шаха Тахмаспа II. Надир тут же провозгласил шахом Ирана восьмимесячного сына свергнутого шаха, объявленного новым шахом Аббасом III. При младенце-шахе Надир становился регентом, а фактически единоличным правителем еще во многом раздробленной страны.

В зените славы и могущества

Последнюю ступеньку к полной верховной власти в стране Надир достиг 26 февраля 1736 г., когда на общем собрании знати он был провозглашен единственным законным правителем Ирана- Надир-шахом Афшаром. С него в Иране на короткий срок утвердилась династия Афшаридов. (Подробнее в моей статье Персидская держава: от Сефевидов до Каджаров http://historick.ru/view_post.php?id=141&cat=5).

По утверждению иранских хронистов, Надир-шах в первые годы своего правления проявлял заботу об улучшении экономического состояния государства, о восстановлении городов и разрушенных ирригационных сооружений, об оживлении торговли и заселении пустующих земель Хорасана. Однако эти мероприятия, были совершенно недостаточны для страны разоренной многолетними войнами. К тому же самого воинственного Надира все время влекла война - ради захвата добычи, могущества и славы. Он не родился быть государственником-устроителем, в нем жил неукротимый дух воина и завоевателя. В тоже время он понимал, что следует больше консолидировать разноплеменную страну, к тому же раздираемую конфликтами между суннитами и шиитами и другими конфессиями.

С целью объединения шиитов и суннитов Надир попытался провести религиозную реформу. Но его предложение о введение нового религиозного культа по соединению шиизма и суннизма в единую государственную религию, закончилось неудачей. Первыми против нее выступили шиитские муллы. И хотя он казнил главного шиитского муллу Баши, а затем и других противников нововведений шаха, все равно реформа не прижилась.

Еще больше забот Надир-шаху доставили многочисленные наследные правители - практически независимые от центральной власти. Он последовательно смещал всех крупных беков, меликов, кто считал себя практически не связанным с центром и замещал их государственными чиновниками. В шахскую казну при Надире передавались, как и частные феодальные землевладения, так и земли религиозных и благотворительных учреждений. Однако до полного огосударствления всех частных земель было очень далеко. Понятно, что он стал ненавидимым феодальной знатью, как впрочем, и простым народом, которого он обложил огромными поборами и налогами.

Надир, по факту мечом завладевший престолом древней персидской империи, взял в привычку жестоко расправляться со всеми, кто хоть как-то был замечен в оппозиции к нему и его власти. Патологичная мстительность и недоверчивость ко всем с каждым годом только набирала обороты. Как-то Надир заподозрил своего старшего сына Риза-Кули в покушении на него и приказал выколоть ему глаза при всех собравшихся его министрах и приближенных. Но, вдруг, он пожалел о содеянном. И тут же приказал казнить 50 персидских вельмож по обвинению в том, что они должны были, видя суровое намерение шаха, предложить свою жизнь для спасения очей наследника. Весомый аргумент тирана!

Но в истории способные тираны нередко оказываются прогрессорами в деле восстановления национально-государственного суверенитета страны. Ведь именно жестокий тиран Надир покончил со всеми интервентами в Персии- турками и афганцами. В июне 1735 г. 70-тысячная армия Надира разбила 80-тысячную османскую армию, после чего Иран и Турция заключили выгодный для Персии мир(к Ирану отошли Грузия и Армения). Усмирил Надир и мятежных курдов и разбойничьих туркменов. А с могущественной Россией он смог договориться на самых выгодных для себя условиях. Российская империя, нуждавшаяся в Иране в качестве сильного противовеса против Турции, по требованию Надира, безвозмездно отдала персам все завоевания Петра Великого на юге Каспийского моря- подписав с Персией мирный договор (1735). И сразу же «освободитель Ирана» – Надир перешел к широкомасштабным завоеваниям сопредельных государств. И сначала был завоеван и разграблен Афганистан - ненавистная страна, которая принесла много горя Ирану.

Самым успешным оказался индийский поход Надир-шаха в 1739 году. В битве при Карнале огромная 300-тысячная могольская армия (при 3000 орудий и 2000 слонов!) Мухаммад- шаха была наголову разбита 55-тысячной армией Надира. За этим последовал двухмесячный грабеж столицы государства Великих Моголов - Дели. Добыча, захваченная в Дели была колоссальной. Огромные богатства, которые Надир вез с собою, требовали значительных перевозочных средств. Одних сундуков для перевозки награбленных сокровищ (700 млн рупий) потребовалось до 13 тысяч! Среди индийской добычи Надира числился знаменитый на Востоке «Павлиний Трон». Все земли Великих Моголов к западу от реки Инда переходили к Ирану. На радостях от великой победы Надир, приказал даже освободить провинции Ирана на 3 года от уплаты налогов. Впрочем, на деле эта великодушная акция Надира так и не была приведена в исполнение. Налоги и подати по-прежнему собирались с населения. И вскоре они лишь увеличились.

Легкость победы над ранее могущественными Моголами и захват сказочно богатой добычи в Индии вскружил голову Надиру. Льстивые придворные его стали называть «непобедимым полководцем», «Грозой Вселенной». Слава одного из самых могущественных повелителей Востока у Надира еще больше окрепла, когда в 1740 г. войска Надира захватили Бухарское и Хивинское ханства. Упорное сопротивление Надир лишь встретил со стороны правителя Хивы- Иль- барс-хана, впоследствии казненного по его приказу. Во все завоеванные земли Надир назначал своих родственников, а сам готовился к новым захватам. Это была точка зенита могущества завоевателя и полководца Надир-шаха. Могущество персидской державы при Надире покоилось на зыбком фундаменте- крови и насилии. Дальше пошла цепная реакция неудач. Поскольку сам Надир, в это время и вправду возомнив себя непобедимым и всесильным, утратив всякую самокритичность. Шах стал высокомерным, еще более грубым, жестоким и недоступным.

Как фортуна отвернулась от шаха Надира

В 1741 г. в качестве следующей жертвы им был выбран горный Дагестан. Вдруг, военная фортуна изменила ему. Впервые непобедимый Надир потерпел ряд жестоких поражений от горцев Дагестана, которых он несколько лет пытался безуспешно завоевать. В трехдневном сражении с горцами, в районе Табасарана (юг Дагестана) огромное войско Надира Ашрафа потерпело тяжелое поражение. Надир злобствовал, казнил своих военачальников, обвиняя их в поражениях, но ничего поделать не мог. По воспоминаниям русского резидента при персидском дворе И. Калушкина от 28 сентября 1741 г., отступали его войска «и таким ускорительным маршем, который по справедливости за побег причесть можно». «Отступающее войско подвергалось непрерывным атакам аварцев» и «иногда шаха так жестоко били, что его самого принуждали троекратно к обороне назад оборачиваться».

В следующих 1742-1743 гг. война в Северо-Восточном Кавказе продолжилась, ожесточенные сражения персов и дагестанцев шли непрерывно и с переменным успехом. Но все в итоге закончилось полным разгромом очередного войска Надира. Победители захватили много ценных вещей, а также весь обоз шаха, его шатер и часть его гарема. А остатки персидского войска рассеялись по Дагестану и Чечне. Чеченский этнограф XIX века Умалат Лаудаев сообщает: «Персияне, разбитые аварцами при Надир-шахе, рассеялись по Дагестану, из них некоторые поселились между чеченцами».

Самого Надира это поражение не остановило. Он начал готовить новые походы в Дагестан. По свидетельству современников, новых походов в труднодоступные и небогатые горные районы Кавказа явно страшились и не желали его войска. И в 1745 г. его войска под Дербентом снова оказались разбиты дагестанскими горцами. В сентябре 1746 г. между державой Надира и правителями Дагестана был подписан мирный договор, вернувший соперничающие стороны к границам Касре-Ширинского соглашения 1639 г. При этом часть дагестанских беков признали формальное подданство перед Ираном. Но неугомонному Надиру этого было мало. Он как упорный маньяк так и не мог смириться с своими поражениям в горах Кавказа и продолжал готовиться к новым походам туда. При этом в Персидском заливе и на Каспии шло строительство военного флота. Надир стремился создать современную армию и флот.

Лишь на турецком фронте Надир был удачлив. Новая война с османами началась в 1743 году, и персы перешли в наступление. Персидская армия осаждала Мосул и Карс, а в 1745 году западнее Еревана Надир нанес туркам серьезное поражение. Но развить свой успех не смог. В самом Иране вспыхнули массовые мятежи, и пришлось армию бросать уже на их подавление. Новый мирный договор между Османской империей и Ираном в сентябре 1746 г. подтвердил условия прежнего мира.

Неоднократные поражения в Дагестане, новая тяжелая война с Турцией и год от года все увеличивающиеся тяжелые поборы с местного населения с помощью армии, резко ухудшили положение народных масс. О жестоких репрессиях шахских сборщиков сообщает историограф Надир-шаха Мухаммед- Казим. Неплательщиков налогов подвергали жестоким пыткам: обезображивали лицо и ослепляли (фирменный знак!). «У всего, кто не доставлял установленной суммы, пишет Мухаммед- Казим, - сборщики продавали жену и детей европейским и индийским купцам». Неудивительно, что все 40- е годы державу Надира, то тут, то там, постоянно охватывали массовые восстания против его деспотичной власти.

Восстания подавлялись с чрезвычайной жестокостью. Из отрубленных голов бунтовщиков складывались целые пирамиды. По свидетельству английского купца Джона Ханвея, путешествующего по Ирану в 1744 г., области, в которых были подавлены народные восстания, представляли страшное зрелище разрушения и нищеты. А сам Надир- шах готовился к новым войнам, одновременно усиливая террор и репрессии против своих реальных и потенциальных противников.

Это уже было явно через край. Когда персидским военачальникам стало известно о намерении шаха провести очередную массовую репрессивную чистку в их рядах, то они «сработали» на опережение. Заговор придворных был скоротечным и результативным. В ночь с 20 на 21 июня 1747 г. Надир был убит в своем шатре его же военачальниками. Новоизбранный шах Али - Афшар- племянник Надира, объявил в своем манифесте, что он как «шах Справедливости» приказал убить «неправедного» Надир-шаха. Следом были убиты сыновья и внуки Надира. Впрочем, продержался «Справедливый шах» на троне Ирана меньше года и был свергнут, ослеплен и убит. Впрочем, это уже другая история. А вот яркая и зловещая история жизни знаменитого завоевателя и тирана Надир- шаха - была закономерна и типична для подобных исторических деятелей.

Автор: Вячеслав Бакланов     Дата: 2018-10-27     Просмотров: 2309    

Можно также почитать из рубрики: События и Люди

Автор: Михаил
Дата: 2018-10-29

Так в чем же разница, между азиатским наполеоном - Надиром и европейским Наполеоном прорисовывается из статьи. В том, что Надир убивал всех подряд и военных и гражданских, а Наполеон не воевал с мирным населением. И Наполеона в отличие от Надира не убили, а лишь сослали в ссылку.

Автор: Семион
Дата: 2018-10-30

А чем лучше Наполеон и европейские колонизаторы: испанцы, англичане которые уничтожали коренное население Америки??

Автор: Михаил
Дата: 2018-10-31

Семиону. Во-первых сравнивался Наполеон с Надиром. Во-вторых, причем здесь европейские колонизаторы? Речь шла об отношении к мирному, своему населению правителя. А как зверствовал Надир к своим персам уже известно.

Автор: Семион
Дата: 2018-11-02

Опять просвещенная и "культурная Европ и варварский и жестокий Восток...Сколько можно повторять это? А что в средневековье европейцы мало резали своих? И еще как. Все дело в том, что они раньше перешли к рынку и им стало невыгодно резать налогоплательщиков. Просто научились считать денюжки. Вот так.

Автор: историк
Дата: 2019-11-08

всё что вы пишете- не яыляются историчесскими достоверностями а просто сказки для малограммотных и не просвешенных

Поделись с друзьями:

Добавить комментарии:

сумма


; Наверх