Территория
Историка
18 июня 1815 года, состоялась историческая битва при Ватерлоо в Бельгии, окончательно сокрушившая полководческий гений Наполеона и его державу. Поражение при Ватерлоо, похоронило не только полководческую и политическую карьеру Наполеона, но и окончательно подорвало полуторавековую гегемонию Франции в Европе. Отныне Франции больше не пыталась открыто соперничать с Великобританией. Именно после этой битвы, берет свой отсчет «век Британии» и начало ее миродержавной гегемонии. Англичане воспользовались этой победой стратегически в полной мере. И это несмотря на то, что среди победителей в битве свыше половины солдат и офицеров составляли союзники Британии- немцы и голландцы!
Исторической битве предшествовало стремительное и триумфальное воцарение Наполеона в ходе так называемых «Ста дней». Наполеон решил воспользоваться растущим недовольством французского народа династическим режимом Бурбонов и серьезными разногласиями среди союзников. Однако он просчитался в главном - союзники тут же забыли свои разногласия, и против всех утомившего гения Наполеона быстро была сформирована 7-я коалиция союзников в составе 750 тысяч человек и готовили еще 300 тысяч. А им Наполеон мог противопоставить около 200 тысяч. Любой другой на месте Наполеона вряд ли даже попытался вступать в бой. Любой - но не Наполеон. А он думал о победе! План Наполеона сводился к тому, чтобы разбить поодиночке союзные армии и не дать им объединится. План авантюрный, но ведь баловню военной судьбы Наполеону столько раз везло. Почему бы и в этот раз не попробовать?
Начал Наполеон с пруссаков и нанес армии Блюхера поражение при Линьи 16 июня. Теперь пришла очередь за англичанами Веллингтона, которым маршал Ней нанёс большой урон в сражении при Катр-Бра. Но дальше не все пошло по плану Наполеона. Пруссаки не были совсем разбиты, и не отказалась от дальнейшей борьбы с ним. А посланный вдогонку за ними французский маршал Груши (с 33 тысячами с целью их добить) потерял их на время. Блюхер блестяще его обыграл в «кошки-мышки». В то самое время прусский фельдмаршал Блюхер связался с командующим британо-голландской армией герцогом Веллингтоном (Артуром Уэлсли) и договорился с ним о совместных действиях против французов. Веллингтону следовало лишь продержаться до подхода пруссаков. Все это Наполеон не знал. Он был убежден, что он будет сражаться с одной британской армией, и поэтому твердо был уверен в своей победе. А если ему бы на помощь во время битвы подошел маршал Груши с войском?
В битве под Ватерлоо Наполеон располагал 69 000 человек: 48 000 пехоты, 14 000 кавалерии и 250 орудий (7000 человек). У Веллингтона находилось 72 000 человек (среди них были не только англичане, но голландцы и немцы): 50 000 пехоты, 11 000 кавалерии и 150 орудий (6000 человек). Сражение начало в 11. 30 атакой французов. Англичане, выстроенные в каре, держались стойко. В бесплодных атаках кавалерии маршал Ней потерял треть своих солдат и лошадей. Но и потери Веллингтона тоже были большими. Веллингтон ожидал спасительного для себя подхода пруссаков, но и Наполеон ждал возвращения 33 тысячного корпуса Груши. Можно представить себе, если бы ему на помощь во время битвы во время подошел маршал Груши с войском?
И тут на горизонте показались какие-то полки. Наполеон предполагал, что это идет к нему Груши, а англичане рассчитывали увидеть своих союзников-пруссаков. Ожесточение боя нарастало. Французы вновь и вновь атаковали позиции англичан. Те все держались из последних сил, правда, кое-где отступая. Веллингтон видя, как тают его последние резервы, приказал стоять насмерть. Он так и сказал посыльным от командиров своих частей которые докладывали ему, что нет сил сдержать натиск французов- «Пусть умрут на месте!», таков был ответ хладнокровного Веллингтона.
Но тут до французов, наконец, дошло, что подходят не свои, а пруссаки. А их было не меньше 30 тысяч. Правда, они были в растянутом марше. Теперь Наполеон рассчитывал разбить англичан до вступления в бой пруссаков. Он бросил бой свои последний главный резерв- непобедимую гвардию и сам возглавил ее атаку. Англичане стали поддаваться, отступая на ряде участков фронта. Потери были огромны с обеих сторон. В 6 часов вечера на французов навалились подошедшие пруссаки. Их геройски пытались сдержать молодежь из гвардии императора, в то время как он сам с ветеранами гвардейцами безуспешно пытался прорвать позиции англичан.
Превосходство в живой силе у пруссаков и англичан изменило исход этого ожесточенного сражения. У французов не было никаких резервов. Моральный дух французской армии был сломлен, несмотря героическое сопротивление. Под одним маршалом Неем было только убито 5 лошадей! Под крики - «нас предали и гвардия бежит!», все другие части французской армии ударились в повальное бегство. Лишь императорская гвардия не бежала, она пятилась, ощетинившись в каре под превосходящими силами врага. Тогда же французским гвардейцам английский полковник Хэллкет крикнул: «Храбрые французы, сдавайтесь!». А в ответ французский генерал Камбронн якобы произнёс знаменитую фразу: «Дерьмо! Гвардия умирает, но не сдаётся!» (впрочем, это скорее легенда) Англичане их расстреляли картечью.
Все было кончено. Бегущих французов целых три дня преследовали союзники. Победа была полной. Потери армии Наполеона убитыми и раненными ранеными 25 000 человек, около 8000 попали в плен. Потери союзников 22000 человек. Впрочем, есть и другие подсчеты, более в выгодном соотношении потерь для французов: англичане и голландцы потеряли 22- 23 тысячи человек, пруссаки 7 тысяч, французы 32 тысячи, в том числе 7 тысяч пленных, а также всю артиллерию.
Этот разгром окончательно подорвал моральный дух всегда уверенного в себе Наполеона. В измученной колоссальными человеческими и экономическими потерями Франции никто уже не хотел сражаться за его величие. Он это хорошо понял. Его попытка бежать на корабле в Америку оказалась также неудачной, путь ему преградили английские суда, которым он и сдался. «Враг человечества», как называли его в Европе, окончил жизнь пленником на Богом забытом острове Святой Елены в Атлантическом океане в 1821 г.
Зато, уставшая от революционных и наполеоновских потрясений Европа, после Ватерлоо, наряду с его триумфаторами - герцогом Веллингтоном (ставшего национальным героем Англии) и фельдмаршалом Блюхером, торжествовала свою долгожданную победу над Наполеоном, который в глазах консервативных европейцев был одновременно и «революционным тираном и монархическим деспотом». Воцарившаяся здесь консервативная геополитическая «Венская система» - призвана была обеспечить долгожданный порядок и стабильность на европейском континенте. Но лишь до новой эпохи революционных потрясений.
Автор: Вячеслав Бакланов Дата: 2018-10-02 Просмотров: 1080
Автор: Семион
Дата: 2018-10-02
Наполеону надо было договориться с пруссаками и совместно разбить англичан. Вот тогда бы точно бы разбил всех по одиночке.
Автор: Семион
Дата: 2018-10-02
Наполеону надо было договориться с пруссаками и совместно разбить англичан. Вот тогда бы точно бы разбил всех по одиночке.
Автор: Семион
Дата: 2018-10-02
Наполеону надо было договориться с пруссаками и совместно разбить англичан. Вот тогда бы точно бы разбил всех по одиночке.