О силе и бессилии путинизма.

Автор: Вячеслав Бакланов

Модернизация в теории и практике.

Автор: Вячеслав Бакланов

О посадской (городской) России XVII в.

Воевода в городе - что мышь в коробе.
(русская пословица)

Россия XVII века оставалась подавляюще страной земледельческой и аграрно-патриархальной экономикой, где города (преимущественно сделанные из дерева) с городским населением составляли лишь крохотную часть, около 3 % от общего числа населения страны. По словам русского историка С. Соловьева: «Города были бедны вообще, разбросаны на больших расстояниях друг от друга при очень неудовлетворительном состоянии путей сообщения. Самые богатые среди них, наиболее торговые поражают малочисленностью народонаселения своего».

Единственным крупным городом, в котором проживало до 200 тысяч человек (во всех остальных было в несколько десятков раз меньше), была Москва, которая являлась главным экономическим центром и куда тянулись торговые пути из всех уголков необъятной, но малолюдной державы.

Так занимая площадь, превышающую размеры всей Западной Европы, Россия к середине XVII в. имела не более 10 млн. жителей, в то время как Франция-18 млн., Австрия-14 млн., Италия-11,5 млн., а в главном противнике России- Речи Посполитой- свыше 12 млн. жителей. (по Погоновскому).

Особенности огосударствленной мобилизационного типа экономики, предназначенной скорее для военных нужд государства, чем для хозяйственного развития неизбежно диктовали и несвободные условия жизни горожан, объединенных в различные корпоративные объединения, при этом строго контролируемые государством.

В отличие от западноевропейских городов, с их развитым правовым статусом городской автономии от правительства российские города были полностью подчинены государству. А все жители городского посада были записаны в «посадском тягле» и обязаны платить не только налоги, но и исполнять различные государственные службы и повинности.

Военно-служилая система, с ее безусловным подчинением «государеву делу» сформировавшаяся еще в XVI веке фактически была распространена и на жителей городов и всех его, многочисленных торгово-промышленных слоев населения. Если представить социальную структуру городского населения исходя доходов и привилегий, то она будет иметь вид следующей пирамиды.

На вершине этой пирамиды стояли крупнейшие торговцы-капиталисты - «гости торговые» руководившие как внутренней оптовой торговлей города, так и внешней, иностранной. Помимо размеров своего капитала гости отличались от других торговых людей и более высоким служебным по отношению к государству статусом.

Само звание «гость» являлось скорее «чиновным», а не чисто предпринимательским статусом. Это звание жаловалось государем, по отношению к которому «гости» обязаны были нести важные повинности и выполнять разные поручения. Например, они становились ответственными по сбору торговых пошлин и продаже казенных товаров. Им поручалось управление казенными соляными, рыбными и меховыми промыслами. Это были одновременно и крупнейшие финансовые чиновники страны, и богатейшие частные предприниматели.

Наиболее богатейшие из них неоднократно ссужали государству деньги, причем на безвозвратной основе. Так «купеческие короли» Строгановы предоставляли государству 412056 рублей (фантастические по тем временам деньги!) во время двух русско-польских войн (1632-1634 и 1654-1667 гг.) (Ф. Бродель).

Неудивительно, что им (гостям) даже разрешалось покупать и брать в заклад вотчины и иметь крепостных и холопов. В качестве награды за чрезвычайно сложные финансовые поручения государства, гостям разрешалось торговать и содержать свои промыслы беспошлинно. Освобождены были они и от тяжелой круговой поруки посадского тягла в пользу государству.

Гости, наравне с высшими служилыми людьми были подсудны центральному царскому суду, обычно - в лице боярина, ведающего государеву казну. Причем за оскорбление гостя по Уложению 1649 г. назначалось сумма в 50 рублей, что примерно в 10 раз больше чем за оскорбление обычного посадского торговца. Всего гостей было немного. В 1649 г. в Москве их было 13 человек, в 60-х гг. XVII в. человек 30 (В. Ключевский).

Ступенью ниже располагались также привилегированные «лучшие» купцы гостиной и суконной сотен, обладавшие меньшими капиталами и не имевшие в отличие от гостей таких важных государственных поручений и служб. Но даже и они выполняли немало государственных служб. Из них выбирались «верные головы» которые по поручению государства ведали различными таможенными и «питейно-кружечными» заведениями, отвечали за конкретные городские постройки. Они были обязаны представить сумму годового дохода с вверенной им статьи доходов.

Для этого они присягали «на вере» (отсюда их еще одно название - целовальники) и отвечали перед казной своим имуществом и денежными средствами. Если они не могли и собственными средствами расплатится с казной, то тогда за их несостоятельность расплачивались избравшие их с актом «выбора за руками» торговые корпорации (Е. Пресняков).

Внизу, после именитого и привилегированного гильдейского купечества располагалась основная посадская масса, организованная в тяглые черные слободы и сотни. Слободы отличались от сотен тем, что состояли из дворцовых и казенных торговцев и ремесленников (кузнецов, плотников, оружейников, серебряников и т.д.), приписанных «к дворцу» или государству работавших на их нужды. Это означало, что даже если они не проживали в Москве, то их, в первую очередь ремесленников могли вызвать в столицу для определенных работ.

Дворцовые и казенные ремесленники получали денежное и хлебное жалование, поденный корм, иногда «суконное». Черные сотни, составлявшие особые городские корпорации и общества обслуживали нужды самого города и его хозяйства. Причем каждая черная слобода и сотня, управлялись выборным старостой или сотником. Все перечисленные посадские общины в свою очередь делились на статьи «по прожиткам» (по уровню дохода), несли различные казенные службы и тянули государево тягло «по мирской раскладке».

В городах, помимо посадских, жило много служилых людей (стрельцы и др.), духовных, а также вольных людей- бобылей, нищих и прочих без определенных занятий. Все они хотя и жили в посадах, но не причислялись к посадскому населению. Так называемые вольные, или «гулящие люди» -это были те кто не несли ни государевой службы, ни государственного тягла. На хлеб они зарабатывали вольнонаемной (поденной) работой, или просто нищенствовали. Из их числа всегда выходило много «бунташного люда» которым была так богата история правления царя Алексея Михайловича.

До середины столетия, во многих российских городах существовали так называемые «белые слободы» принадлежавшие знатным светским (князьям, боярам) и духовным (церковным) феодалам. Население этих белых слобод обслуживали своих господ: вели торговлю, занимались ремеслами и при этом не платили податей в казну. Отсутствие государственного тягла облегчало последним жизнь, и поэтому «беломестцам» было легче конкурировать с посадскими тяглецами.

Зато против существования белых слобод протестовало посадское население (особенно ярко это проявилось в период городских восстаний середины XVII в.), стонавшее под тяжестью государственных податей и повинностей. Недовольно было и государство, лишенное части доходов с «белых слобод».

Вот почему по новому Соборному Уложению 1649 г., государство пошло на ликвидацию белых слобод». Отныне на все городское население страны распространялись государственные подати и повинности. Процесс «закрепощения» горожан в общегосударственное тягло окончательно завершился. Все кто был записан в посадском тягле, отныне не мог уходить со своего места жительства, и обязан был платить определенные налоги и исполнять государственные службы и повинности.

Автор: Вячеслав Бакланов.     Дата: 2014-10-02     Просмотров: 5774    

Можно также почитать из рубрики: Московская Русь - Россия

Автор: Александр
Дата: 2014-10-02

По сути в XVII в царствование Алексея Михайловича городские жители превратились в государственных крепостных, таким образом, на Руси возобладал чисто восточный подход в рамках которого, в большинстве случаев,не было особой разницы в правовом положении городского и сельского населения, каждый нес свою часть государева тягла. Как это сильно отличается от положения Новгорода и Пскова в более ранние периоды русской истории.

Автор: Иван
Дата: 2014-10-02

А в XVII веке Лондон, Амстердам блистали своей мировой финансовой мощью, а Париж политической и культурной. Россия находилась вдали от основных торговых путей, вот почему русские города были бедны и неразвиты. Да и купцов и богатых горожан правительство разоряло непосильными налогами. Автор прав, русский город развивался в немыслимых для европейских городов условиях. Короче Азия…А Новгород и Псков жили в другую эпоху, когда не было сильных государств в Европе. Все равно бы не выстояли. Мы в то время- земледельческая Азия, а не городская Европа. Кажется, эту мысль все время проталкивает автор статьи. С ней согласиться можно.

Автор: Александр
Дата: 2014-10-02

Что-то насчет 10 мл. жителей, автор погорячился, при Петре I от силы миллионов 7 населения было...

Автор: Вячеслав Бакланов
Дата: 2014-10-02

Александру: Я не погорячился, назвав цифру в 10 млн, а при Петре I по 1 ревизии 1722 г. было 14 млиллионов россиян, но ни как не 7. Ивану:Россия, будучи культурно и ментально европейской страной (а я везде это доказываю), в государственном отношении была Азией, это верно. Но русские города в силу придавленности их государством, напоминали азиатские. Восточный город (также как и русский город), в отличие от западного был сосредоточием военно-административной власти и чиновничества, а не бизнес-сообщества.

Автор: Сергей
Дата: 2015-09-19

Вячеславу Бакланову. А вот раньше до Петра, все время в учебниках фигурировали холопы. Но позже в исторических книгах уже не встречаются. А куда они дальше делись?

Автор: Вячеслав Бакланов
Дата: 2015-09-19

Сергею. Холопы исчезают в России при Петре 1, в самом конце 17 века. Их всех велено было записать в крепостных крестьян. А тех кто не пожелает, тех отправлять в армию, но с разрешения своего помещика.Заодно Петр также ликвидировал такую социальную категорию, как "гулящие люди". Это были люди нигде не записанные, ни к какому сословию. Люди свободные, они могли наниматься на любую сезонную работу и жить где захотят. Их также строго приписали к разным социальным категориям: посадской общине, купечеству, крестьянству (крепостным или государственным).Короче ликвидировали при Петре 1 всех свободных от государственного тягла подданных.

Поделись с друзьями:

Добавить комментарии:

сумма


; Наверх